Россияне, выезжающие на отпуск в страны Евросоюза, уже выучили,
что не стоит покупать у выходцев из Африки сумки Chanel, а деньги лучше
держать ближе к сердцу, но никак не в заднем кармане брюк. Но и помимо
воровства «сравнительно честных способов отъема средств» у приезжих,
поджидающих наших соотечественников в путешествии по Старому свету,
остается немало. Вот лишь некоторые из них.
Плата за обслуживание в ресторанах
В
Италии, да и вообще в Европе, в кафе и ресторанах приняты не чаевые, а
плата за обслуживание. Обычно она фиксированная (1,5-2 евро с человека),
иногда — в процентах (10 или 15). И только в Венеции мы столкнулись с
одновременно двумя платами: за обслуживание (5 евро — столик) +
обязательные чаевые (10 процентов). Итого мы заплатили почти 9 евро за
право поесть лазанью и выпить кофе, которые, кстати, стоили меньше, чем
пресловутый сбор.
Как не попасться?
Общее правило простое: если столик без скатерти (какой бы
клеенчатой, грязной и прожженной она ни была) — платы за обслуживание
нет. Если скатерть есть (даже клеенка) — с вас что-то возьмут, но
сколько, всегда можно уточнить на входе. Кроме того, не забывайте
спрашивать, возьмут ли с вас деньги за хлеб, который стоит на столе,
или, например, посыпку сыром, которую принесли к пасте.
Билеты в общественном транспорте
Во многих европейских странах, в отличие от России, на входе в
общественный транспорт нет турникетов. Например, в Берлине вы спокойно
можете войти без билета в вагон, но там вас, вполне возможно, встретит
суровый контролер. От него вы и узнаете, что на каждой станции есть
пара-тройка желтых коробочек, в которые нужно было вставить билет для
постановки даты и времени перед тем, как садиться в поезд.
В Вене и
Будапеште компостеры или валидаторы стоят на входе, так что не заметить
их трудно. А вот в Венеции аппараты, к которым нужно перед входом
приложить билет на вапоретто, вообще вынесены за пределы плавучей
станции.
Именно там, в городе гондол и каналов, я впервые попала
на штраф. Потом специально сфотографировала место, где должен был висеть
валидатор на остановке, где с нас взяли 52 евро за действительный, но
не пробитый билет — аппарат был вырван с корнем. Но вы должны помнить,
что если валидатора нет — это не значит, что вам простят непробитый
билет.
Как не попасться?
Искать глазами валидатор в любом транспорте и помнить, что его
может не быть внутри. Например, в Берлине прокомпостировать билет можно
только на платформе. А на вапоретто в Венеции — до входа на плавучую
станцию. Если вы уже оказались в такой ситуации, смело делайте вид, что
не знаете английского языка. В большинстве случаев никто не станет
искать переводчика, чтобы взять штраф с туриста, который билет все-таки
купил.
Аппараты по продаже билетов не дают сдачи
В европейских автобусах и трамваях, в отличие от метро, билет
чаще всего можно купить внутри прямо на ходу. Для этого установлены
специальные аппараты, пробивающие чеки на одну поездку. К сожалению,
большинство из них не дают сдачи, о чем туристы часто не догадываются. И
вместо того, чтобы заплатить 1 евро 10 центов за билет, вставляют
монетку в 2 евро, а потом тщетно ждут свои копеечки, практически
сравнявшиеся со стоимостью проезда.
Как не попасться?
Покупать билеты заранее (они продаются в табачных лавках или
киосках газет и журналов, а-ля российская «Союзпечать») или готовить
мелкие монетки так, чтобы дать аппарату без сдачи, сколько бы ни стоил
билет (шаг — 10 центов).
Билеты на поезд
Еще одна причина непредвиденных расходов туристов — штраф за
непрокомпостированный билет на поезд или покупка новых билетов в случае
опоздания. Россияне привыкли, что у нас на конкретный поезд покупается
конкретный билет и его, соответственно, не нужно компостировать. В
Европе же билеты на региональные поезда (то есть, по сути, аналоги наших
пригородных электричек, например из Вероны в Венецию или из Коста-Бравы
в Барселону) обычно универсальные и действительны несколько месяцев
после покупки.
Поэтому даже если вы купили в аппарате билет на
конкретный поезд, но при этом в нем не указаны ни дата отправления, ни
место посадки, значит он, скорее всего, действителен на несколько
месяцев вперед. Зато его обязательно нужно компостировать перед посадкой
в поезд — в самом составе автоматов, ставящих дату и время поездки на
билет, вы уже не найдете, а контролер в этом случае имеет полное право
взять с вас штраф.
Как не попасться?
Всегда внимательно смотрите, есть ли на вашем билете четкое время
отправления и место в вагоне. Если нет — этот билет универсальный, он
действует на все поезда соответствующей категории; так что если вы
опоздали, можете смело заходить в следующий, только не забудьте его
прокомпостировать на станции. А вот если время или место посадки в
билете указано, значит вы можете поехать только этим конкретным поездом,
но компостировать билет не нужно.
Такс-фри
Одна из неприятных финансовых ловушек поджидает покупателей в
аэропорту. Россияне уже успели привыкнуть, что за все свои покупки они
на выезде из страны получат возврат налога, если, конечно, оформят
соответствующий чек на кассе. Обычно так и происходит: вы ставите печать
на таможне, идете в кассу, и на покупки в дьюти-фри у вас появляется
дополнительная сумма наличными. Но некоторые аэропорты практикуют другой
формат: после постановки штампа вам сообщают, что возврат в полной мере
производится только на банковскую карту, а если вы не доверяете фирме и
хотите получить свои наличные уже сейчас, то идите в офис обмена
валюты.
В евро вам там выдать возврат налога не могут, зато с
удовольствием заплатят в рублях, после того как проведут конвертацию по
своему курсу и еще комиссию возьмут. Так в аэропорту Вероны вместо 145
евро налога мне вернули 6 тысяч рублей, причем безо всяких сотен и
копеек — подсчитать, сколько точно она мне должна, кассир поленилась.
Даже по самому скромному курсу на тот момент я должна была получить
никак не меньше 7500 рублей.
Как не попасться?
Заполняйте заранее в квитанции раздел для возврата на кредитную
карту, но не ставьте галочку о том, что хотите получить налог именно
так. Тогда в аэропорту вы сможете быстро решить, как будет выгоднее
получить деньги: на месте или через 5 дней в электронном виде. И никаких
нервов на вылете — вы просто ставите галочку в соответствующем поле и
расписываетесь.
Уличные петиции
Во многих европейских странах, например в той же Италии и
Франции, к туристам подходят на улице с предложением подписать
какую-нибудь петицию. Цели собиратели подписей обычно преследуют благие,
например защита окружающей среды или повышение качества образования.
Вот только после того, как вы поддержите якобы местных «зеленых», с вас
могут попросить символическое пожертвование в пару евро, а если
откажетесь — закатить истерику, что из-за этого придется переделывать
весь подписной лист.
На самом деле эти люди — вовсе не
политические активисты, а обыкновенные мошенники, которые таким образом
выманивают деньги у доверчивых туристов.
Как не попасться?
Вежливо сообщайте, что вы не знаете местного языка и не можете
подписывать документ, не понимая, о чем в нем говорится на самом деле.
Комментариев нет:
Отправить комментарий