В глубине карельской тайги, в нескольких десятках километров от ближайших посёлков, лежит древний пологий холм — гора Воттоваара. Чего только не рассказывают про это место. Тут вам и древнее святилище саамов, известное своими ритуальными жертвоприношениями. И необычайных форм скалы, на которых растут причудливые деревья, закрученные таинственными энергетическими потоками. И постоянные необъяснимые пожары. И магические ритуалы современных шаманов. И каналы связи с космосом. И порталы в другие миры. И периодическое посещение вершины горы инопланетянами. И отказывающая в самый неподходящий момент техника. И бесследно пропадающие на горе туристы. И множество прочих аналогичных историй, большая часть которых, такое ощущение, что родилась в недрах коридоров неизвестной лечебницы для душевнобольных…
Мы побывали на Воттовааре и увидели всё своими собственными глазами.
Гора Воттоваара — высочайшая точка Западно-Карельской возвышенности.
Её высота — 417 метров над уровнем моря. Над окружающими низменными
участками Воттоваара возвышается более чем на 200 метров.
Дорога, ведущая к подножию горы, — не что иное как насыпь, оставшаяся от старой узкоколейной железнодорожной линии — несколько десятилетий назад на склонах горы активно производилась вырубка леса.
С ювелирной точностью проезжаем старый сгнивший деревянный мост. Далее дорога идёт через топкие болота, местами выходящие из берегов и встречающие нас глубокими переливами, преодолевать которые приходится вброд. Создаётся ощущение, что сама природа защищает гору от незваных гостей. Наконец, спустя час, мы подъезжаем к началу тропы. Паркуемся и начинаем восхождение.
Северный и восточный склоны горы — относительно пологие, западный и южный — более крутые. Мы поднимаемся по западному. Первые минуты подъёма даются тяжело. Тропа круто устремляется вверх, воздух вокруг кажется густым и застывшим. Тяжело дыша и обливаясь потом, упорно продвигаемся вперёд.
Вскоре тропа становится пологой. Мы постепенно поднимаемся над окрестными лесами, дышать сразу становится легче.
Спустя полчаса вдоль тропы начинают встречаться необычные каменные конструкции, представляющие собой большой валун, опирающийся на два или три камня меньшего размера.
С этими валунами связана популярная легенда — мол, на горе некогда располагалось святилище древних саамов, и все эти каменные группы имеют исключительно антропогенное происхождение.
Да, действительно, расположение камней — очень необычно. Особенно удивляют периодически встречающиеся группы валунов, сложенные змейкой. Всё это очень непохоже на творение природы.
Понятно, что такое место не могло не обрасти всякими баснями. Например, с лёгкой руки (хотя точнее было бы сказать «со лживого языка») каких-то «специалистов», широкое распространение получило мнение, что все эти каменные группы называются сейдами.
Как вы все прекрасно знаете, я очень люблю покопаться в фактах и докопаться до истины. Не откажу себе в этом удовольствии и сейчас.
Для начала давайте разберёмся: что, всё-таки, такое «сейд»? Понятие это неразрывно связано с культурой саамов (или лопарей, как их называли скандинавы), поэтому ответ нужно искать не у каких-то самозваных «специалистов», а непосредственно у представителей этого немногочисленного финно-угорского народа. Сами саамы ещё в начале XX века давали следующее определение: сейд — это дух, обитающий в некоторых приозерных камнях и скалах, покровительствующий лопарю в разных его промыслах и обладающий сверхъестественной силой.
Так что называть сейдом любую красивую или необычную конструкцию из камней и скал — по меньшей мере невежественно.
Всё просто. Во-первых, сейдом может быть не только камень, но и любой другой природный объект, например, старая коряга или причудливо растущий на скалах мох. Во-вторых, сейд — это не сам материальный объект, а дух, обитающий в нём. Это — важно! Поэтому, прежде чем делать заявление про связь какого-либо камня с сейдом, необходимо, по меньшей мере, доказать, что этот самый камень в предшествующий исторический период был наделён саамами какими-либо культовыми свойствами.
Большинство сейдов имеет естественное происхождение, хотя иногда встречаются и рукотворные экземпляры. Правда при этом нельзя забывать тот факт, что саамы, по своей природе, довольно ленивый народ, привыкший к тяжёлым условиям жизни и не привыкший лишний раз напрягаться, если в этом нет особой необходимости. Они не строят себе больших домов, даже в наши дни прекрасно обходясь незамысловатыми куваксами и тупами, и не обременяют себя лишним имуществом. Это такая философия — зачем тратить силы на всякие излишества, если можно прожить и так. Исходя из этого факта, можно легко сделать довольно простой логический вывод: ни один уважающий себя саам никогда не стал бы напрягаться и поднимать многотонный валун над землёй.
Конечно, рукотворные сейды всё-таки существуют, но их количество можно буквально пересчитать по пальцам (да и все они находятся исключительно на Кольском полуострове), поэтому заявления о том, что несколько сотен каменных групп на Воттовааре — дело рук саамов, — не более чем красивая сказка.
Здесь будет к месту один очень упрямый факт — никто из саамов никогда слыхом не слыхивал ни про какие святилища, расположенные где-то посреди Карельских лесов. И даже если представить такой вариант, что святилище — очень древнее, и все о нём просто напросто позабыли под натиском веков, — всё-равно в окрестностях горы Воттоваары не было найдено никаких следов присутствия ни саамов, ни кого бы там ни было ещё. Конечно, учитывая тот факт, что о самой Воттовааре стало известно совсем недавно (первые современные исследователи добрались до горы лишь в 1970-х годах), а вокруг неё на десятки километров располагаются глухие нехоженые леса, — вероятно, что просто стоит поискать получше.
Как бы там ни было, факты упрямо указывают на то, что связь саамов с Воттоваарой — довольно призрачна, и, вероятнее всего, никаких древних святилищ здесь никогда не существовало. Тогда откуда же появились все эти необычные многотонные валуны, приподнятые над землёй?
Всё очень просто: все эти каменные группы — не более чем результат филигранной работы огромного ледника, покрывавшего всю Северную Европу несколько тысяч лет назад. Все эти двухэтажные конструкции сформировались при отступлении льдов: крупные глыбы со временем оседали на скалах, а песок и небольшие обломки постепенно вымывались из под их основания, оставляя только лишь плотно прижатые камни-ножки.
Всё это — элементарная физика. Всего два факта.
Во-первых, при беспорядочном перемещении однородных физических тел различных размеров (а именно такие процессы происходили при движении ледника) мелкая фракция под действием гравитации всегда будет проваливаться вниз. Сомневающиеся могут провести простой опыт: набрать в банку побольше камней разного размера и хорошенько её потрясти — через некоторое время большая часть небольших фрагментов окажется внизу.
Во-вторых, как известно ещё из школьного курса физики, для устойчивого положения тела в состоянии покоя необходимо и достаточно трёх точек опоры. Этим объясняется наличие именно трёх «ножек» под валунами: при потеплении ледник таял, большие камни опускались вниз, плотно опираясь на три самых крупных «ножки», а более мелкая фракция со временем вымывалась из под валуна потоками воды.
Некоторое время назад на горе Воттовааре проводились исследования, подтвердившие теорию естественного образования всех этих необычных каменных групп: учёные выяснили, что большинство камней были принесены на вершину горы из других мест ледником, и, что важно, все они находятся в первоначальном порядке — признаков перемещения их людьми нет.
Раскрою-ка я вам один страшный секрет: валуны на ножках — вовсе не какое-то местное уникальное явление. Подобные каменные группы встречаются по всей территории Северной Европы, просто на вершине Воттоваары, благодаря скальному основанию и отсутствию на нём почвенного слоя, этот эффект наиболее заметен, в то время как в других местах нижняя часть скрыта от глаз почвой и растительностью, не позволяя разглядеть полную аналогию в расположении валунов на камнях-ножках.
К слову, такие же валуны на хорошо видимых каменных подставках встречаются ещё в нескольких местах в Карелии, а так же в Мурманской области. Хотя на Воттовааре их действительно очень много — говорят, что около пятиста, что делает её одним из крупнейших собраний таких конструкций в мире.
Ну и, для полноты картины, процитирую отрезок одного довольно харизматичного научного труда (М. Г. Косменко, Н. В. Лобанова. «К вопросу об археологических памятниках на горе Воттоваара») — здесь всего в одном абзаце доходчиво описано всё то, что я довольно подробно пытался рассказать вам выше:
В своём абсолютном большинстве высказывания любителей и
журналистов о «культовых» сооружениях на горе Воттоваара окрашены
предвзятыми, обычно безосновательными представлениями о происхождении и
функциях этих объектов, хотя вероятны и намеренные мистификации с целью
поразить воображение легковерных читателей. Верить им невозможно и не
следует. Это современные мифы, которые паразитируют на интересе людей к
необычным явлениям и отчасти его формируют. Заметно стремление авторов
немедленно растиражировать в средствах массовой информации
псевдосенсационные откровения и домыслы, ориентированные на широкую
публику. Можно догадываться, что здесь есть доля косвенной саморекламы, и
некоторые авторы хотели бы прослыть в общественном мнении признанными
специалистами по части «загадочных» каменных объектов на Российском
Севере.
Всё. Тема происхождения каменных групп на горе Воттовааре раскрыта.
Но набор достопримечательностей Воттоваары не ограничивается валунами на ножках.
Вот, например, скандинавский лабиринт. Иногда их называют «вавилонами». Подобные лабиринты довольно часто встречаются на севере Европы, например, я уже рассматривал как-то подобное сооружение на Шёкаре. Их точное предназначение неизвестно: существуют две теории — либо они носили культово-религиозный характер, либо они были обыкновенными промысловыми объектами. Подобные лабиринты, так или иначе, всегда были связаны с рыбным промыслом и располагались исключительно на побережьях морей, поэтому можно с уверенностью сказать, что экземпляр на горе Воттовааре — не более чем современная и не очень уместная пародия.
Воттоваара привлекает к себе и любителей мистики и поклонников различных оккультных течений. На горе круглый год проходят встречи современных шаманов, гиепрборейцев, язычников и прочих им сочувствующих. Все они в один голос заявляют об особой энергетике этого места — мол именно здесь чувствуется наиболее тесный контакт с космическими силами и находится портал в потусторонние миры. Ведь неслучайно же древние саамы стремились устанавливать свои сейды именно на Воттовааре — видимо они просто знали что-то такое, чего не знаем мы.
Так что гора постепенно наполняется артефактами современности.
Вершина горы выглядит довольно зловеще. За последние несколько десятилетий здесь дважды случались страшные пожары. Последний из них произошел в 2006 году. Мистификаторы, конечно, любят рассказывать красивые сказки, что, мол, Воттоваара горит с пугающей периодичностью, но это — полнейший бред.
Конечно, гора Воттоваара очень интересна.
Пейзажи её вершины — сказочны, а ландшафт — очень необычен.
Такое увидишь нечасто. Некоторые деревья выглядят так, будто кто-то со всей силы ударил по ним огромным молотом, отчего их стволы свернулись в невообразимые спирали. При том что другие растут относительно нормально.
Несколько тысяч лет назад здесь произошло мощнейшее землетрясение, в результате которого на вершине Воттоваары образовался гигантский провал.
Это место называется амфитеатром. Одно из удивительнейших творений землетрясения — огромный каменный колодец прямоугольной формы. Естественно, это — один из главных объектов, обросших мифами.
Потом к ним добавляют странные геометрические узоры.
И огромных размеров валуны. И хаотично разрушенные каменные плато.
И узкие таинственные тропы.
И завораживающие карельские пейзажи.
И удивительные валуны на ножках.
И деревья причудливой формы. В итоге получается очень привлекательный, хотя и совершенно неправдоподобный микс.
Удивительно, но гора Воттоваара была открыта совсем недавно — первые исследователи добрались сюда лишь в 1970-х годах. Несмотря на то, что сразу было понятно, что место это — явно из ряда вон выходящее, до 1990-х годов никаких серьёзных научных изысканий не проводилось.
К этому времени гора успела обрасти невероятными легендами, которые с появлением интернета начали множиться в геометрической прогрессии.
Одна из самых известных легенд посвящена якобы второму названию Воттоваары — «Смерть-гора».
Некоторые СМИ периодически делают заявления, что это название горе дали местные жители из-за ритуальных жертвоприношений, якобы некогда здесь совершавшихся. Авторам этих заявлений местные жители с радостью плюнут в наглые завравшиеся морды, потому что все эти утверждения — полнейший бред.
На самом деле, неподалёку от Воттоваары действительно есть гора, с похожим прозвищем — «Сопка смерти». Конечно же древние ритуалы саамов здесь абсолютно не причём, тем более что человеческих жертвоприношений в их культуре отродясь не было. И связи с Воттоваарой у той горы тоже никакой нет.
Своё название эта безымянная высота 264.9 получила во времена Второй мировой войны. Здесь в конце июля 1942 года тяжелейший бой с превосходящими силами противника вели карельские партизаны. Тогда из отправленных в тыл финских войск 648 бойцов обратно спустя 57 тяжелейших дней вернулись лишь 140. О рейде этой бригады в конце 1970-х годов был написан роман «За чертой милосердия».
Не буду углубляться в повествование прочих бредней, связанных с горой. Любознательный читатель без проблем отыщет их на просторах интернета. Далее покажу лишь подборку фотографий, сделанных незадолго перед закатом солнца.
Тем временем день подходит к своему завершению, и нам давно пора спускаться вниз. Ещё раз посмотрим на удивительно ровные разломы породы, на их необыкновенную геометрию.
И в завершении прогулки откроем самую страшную тайну Воттоваары: никаких тайн на самом деле не существует…
Года Воттоваара — действительно интереснейший и уникальный природный объект. Да, вполне возможно, хотя и маловероятно, что некогда здесь располагался некий ритуальный комплекс древних людей, может быть даже и саамов. Но ничего паранормального тут нет, во всяком случае мы так и не стали свидетелям никаких мистических явлений. Фотоаппараты исправно работали, мобильники звонили и даже выходили в интернет, навигаторы не путались в своих показаниях, а компас чётко указывал на север. И даже инопланетяне и прочие зелёные человечки так и не вышли нам навстречу (если не считать, конечно, нескольких странных личностей, игравших какую-то заунывную мелодию на флейте прямо на вершине горы). Мы успешно обошли значительную часть Воттоваары и благополучно вернулись обратно в Гимолы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий