Национальный костюм Италии
В отличие от
многих других европейских стран, выделить общий для Италии национальный
костюм не просто сложно, а невозможно. Причиной тому стала длительная
изоляция отдельных регионов друг от друга. Окончательное объединение
произошло всего 150 лет назад, когда традиции уже были полностью
сформированы. Более того, традиционная одежда меняется не только от
региона к региону, а даже от деревни к деревне! Охватить такое множество
в одной статье физически невозможно, поэтому остановимся на нескольких
вариантах.Но сначала немного истории.
Одежда древних римлян
Основу своего гардероба римляне заимствовали у древних греков, но
значительно разнообразили его. Как и все античные предметы, эти одеяния
были достаточно просты и изготавливались преимущественно из шерсти.
Любые швейные операции из-за их примитивности сводились к минимуму, а
роль современных пуговиц и молний выполняли броши. Под верхней одеждой в
то время уже носили подобие нижнего белья, представляющего полотно
ткани, особым образом обмотанное вокруг бёдер. Предшественники трусов
назывались сублигар, сублигакулум, кампестре, лициум и цинктус. Женщины
под одеждой носили фасцию, поддерживающую грудь, либо поверх одежды
строфиум, маммиларе или цингулум, предназначенные для этой же цели.
Основой повседневной одежды была туника. В ней на улицу выходили
большинство римлян и их рабов. Мужская туника была длиной примерно по
колено, а женская была, как правило, длиннее и достигала земли, а также
часто имела рукава. В мужских туниках рукава появились лишь во II-III
веках нашей эры. В зимнее время люди начинали утепляться, надевая поверх
туники ещё одну, а то и две.
Туника жреца. Фото roman-empire.net
Туники изготавливались из отбеленного полотна, на которую некоторые
категории граждан могли нанести фиолетовые полосы, обозначая свою
принадлежность к группе. Яркую цветную тунику разрешалось надевать
триумфатору в исключительных случаях.
Свободные граждане Рима были вольны носить тогу. Этого права не было у
рабов и иностранцев. В более древние времена тогу носили на голое тело,
а позже стали надевать поверх туники. По сути свое тога представляла
большое полотно, накинутое таким образом, что одна рука поддерживала
складку, а вторая оставалась свободной. В результате экспериментов
историки пришли к выводу, что полотно вырезалось в форме полукруга около
3 метров в длину и не более 2 метров в ширину. Для удобства ношения в
подол зашивали грузы, а чтобы складки лежали красиво, их направляли
деревянными планками. Для бедняков тога была предметом непозволительной
роскоши, а мальчики из богатых семей могли носить её уже с 16 лет.
Сенаторская тога. Фото roman-empire.net
В женских платьях ограничений по формам и цветам было гораздо меньше.
Первоначально они также были исключительно белыми, но позже стали
выкрашиваться практически в любой цвет. Простейший вид одежды – стола –
разновидность длинной туники. Богатые римлянки носили укороченную столу,
а под неё надевали простую длинную туники, чтобы подчеркнуть
многослойность одежды, а значит, и достаток.
Стола. Фото roman-empire.net
В качестве верхней одежды выступал рициниум, который вскоре был
заменён паллой – разновидности плащей. Женскую одежду также
изготавливали в основном из шерсти, реже – из шёлка.
Детей римляне одевали в простые подпоясанные туники. До вступления в
возраст мужественности или до замужества ребёнок обязан был носить буллу
– амулет-оберег.
Пальто и куртки древним римлянам заменяли
многочисленные плащи. Богатые предпочитали носить паллиумы – роскошные
мантии. Люди попроще укрывались полуармейским лацерной, а бедняки
довольствовались простейшим паенулой.
В особые холода доставали тяжёлый плащ лаена (или дуплекс), похожий
на солдатский сагум, и его укороченную версию – сагулум.
Главнокомандующему по время назначения на пост даровался палудаментум.
Разновидности плащей с капюшонами назывались кукуллус, бардокуллус,
биррус и каракалла.
Плащ сагум. Фото roman-empire.net
Римская обувь представляла собой множество видов кожаных сандалий,
большинство из которых, как это ни странно, предназначалось для ношения
внутри помещений.
Сардиния
Ни один из итальянских регионов не может похвастаться таким
разнообразием национальных костюмов, как Сардиния. Свой вариант
традиционной одежды есть практически в каждом (даже самом маленьком)
населённом пункте. Жители с гордостью хранят старинные костюмы, которые
создавали ещё их прадеды и прабабки под чутким руководством своих
предков. Существуют костюмы для торжественных случаев, повседневной
носки и исполнения ритуалов. Конечно, в наше время уже почти никто не
надевает каждый день традиционные одежды, за исключением нескольких
стариков, которых можно отыскать в каждой деревеньке.
На Сардинии можно выделить три основных фестиваля, наиболее широко
представляющих многообразие национальных костюмов: фестиваль святого
Эфизио (1 мая, Кальяри), «Кавальката Сарда» (третье воскресенье мая,
Сассари) и День Спасителя (последнее воскресенье августа, Нуоро).
Например, в костюмированном шествии фестиваля святого Эфизио,
покровителя Сардинии, принимают участие не менее 5 тысяч человек.
Внимательный взгляд без труда определит различия между костюмами
жителей центральных горных районов прибрежных частей острова. Видна
разница и между одеждой богатых женщин и крестьянок: состоятельные
островитянки носили тёмно-красные платья, а ткани бедняцких нарядов чаще
оставались серыми, неокрашенными. Социальное положение определяли также
по пуговицам: богачи носили исключительно золотую фурнитуру, средний
класс – серебряную, бедняцкое сословие – из доступных металлов. Руки
богатой дамы могли украшать до семи роскошных колец, тогда как
крестьянки никогда не носили более трёх. То же самое касалось и других
украшений.
Костюм бедной женщины часто был у неё единственным, поэтому
использовался для работы и отличался практичностью, например, оснащался
большими карманами. Светские дамы больше были озабочены вопросом
элегантности и тем, как наряд подчёркивает красоту лица и фигуры.
Важнейший элемент женского наряда – шарф или платок, покрывающий
голову и плечи. Часто он является результатом многолетнего труда и
древнего искусства традиционной вышивки и изготавливается из тканей,
окрашенных натуральными растительными красителями.
Женская белая
рубаха (камиза) всегда украшалась вышивкой и кружевом, особенно в тех
частях, которые были видны из-под верхней одежды. Зона декольте –
излюбленное место для украшения изысканными элементами и
драгоценностями.
Верхняя рубашка (палас) одевалась поверх нижней и изготавливалась из
более плотных, ярких тканей. Основное её функциональное назначение
заключалось в подчёркивании (или формировании) изящных форм. Зачастую её
заменяла длинная лента, особым образом обвязанная под грудью.
Жакет (циппоне) одевался поверх обеих рубашек и представлял собой
куртку из тонкой ткани, максимальная длина которой могла быть чуть ниже
пояса юбки, но чаще заканчивалась уже под грудью. Рукава кроились так,
чтобы не скрывать от посторонних глаз нижних рубашек, т.е. были либо
длинными и широкими, либо узкими, но короткими.
Юбка (туника, фардетта) – самая заметная и интересная в плане
оформления часть костюма. Юбка обязательно должна быть длинной. Её
украшают лентами и цветной вышивкой. На задней части ткань может быть
сформирована в складки, но впереди обязательно должна оставаться
гладкой. Передняя поверхность юбки часто покрывается фартуком (франда),
который может носить как практическое, так и чисто декоративное
значение, от которого зависят длина, форма и тип ткани.
Состав традиционного наряда, в зависимости от случая, в честь
которого он надевался, мог быть достаточно сложным. Иногда женщине
приходилось надевать до пяти платков и семи юбок одновременно.
Старинные женские наряды на Сардинии кроились с открытым декольте,
подчёркивая женственную красоту своих обладательниц. Но в середине XIX
века священники-иезуиты посчитали показ женской груди подстрекательством
к греху и обязали население к ношению парапетто – накидки, скрывающей
глубокий вырез. Однако человеческая хитрость оказалась сильнее, и
изобретённая мастерицами накидка, покачиваясь при ходьбе, сдвигалась в
сторону, позволяя любоваться грудью ничуть не хуже, чем раньше.
Национальный костюм Сардинии. Фото paradisola.it
Мужчинам превратить рабочую одежду в праздничную было гораздо проще, достаточно добавить вельветовый воротник, шляпу и ботинки.
Традиционный мужской головной убор (берритта) кроился из чёрной или
красной шерстяной ткани. Размеры могли быть разными, при большой длине
ткань откидывалась назад либо складывалась, чтобы оставаться впереди.
Рубашку (бентоне) шили из простой белой ткани и иногда украшали несложной вышивкой. Поверх рубашки
одевали жакет (зиппоне) из тонкой благородной ткани. Часто этот элемент
не имел рукавов и больше напоминал жилет. Жакет обязательно украшался
богатой вышивкой, по крайней мере, его передняя сторона.
Обязательная деталь гардероба – просторные белые брюки (карцонес).
Длина штанин может быть разной, но в любом случае они заправляются в
чёрные, коричневые или тёмно-серые гетры.
Рагас – не вполне обычная деталь мужской одежды. Этот чёрный прямоугольный кусок ткани оборачивали вокруг талии поверх брюк.
Верхнюю одежду (каппоттину) составляли различные пальто и куртки, вид
которых зависел от профессии и благосостояния своего владельца. Их шили
из чёрной или коричневой шерстяной ткани. Среди пастухов особенно
популярным была маструкка – овчинный жилет. Именно её с античных времён
считали типичной одеждой жителя Сардинии.
Калабрия
Калабрийский костюм многое почерпнул у греческих и римских одежд и он
так же разнообразен, меняясь от провинции к провинции. Обобщённый
женский наряд состоит из длинной белой нательной рубахи, шёлковой юбки,
шали, натянутой на специальный каркас, передника и жакета.
Юбка более пышная и менее длинная, чем на Сардинии. В волосы
вплетались ленты, цвет которых зависел от семейного положения женщины.
Длинный шарф того же цвета оборачивался вокруг талии. Головной убор,
жакет и юбка шились из тёмных тканей, к тому же, традиции требовали,
чтобы нижняя белая рубашка была видна на предплечьях, плечах и груди.
Для защиты от зимних холодов использовали фаццулеттуну – большую
шерстяную шаль с длинной бахромой.
Женский национальный калабрийский костюм. Фото calabriaturistica.it
Мужской костюм гораздо практичнее. Обычно он состоит из светлых или
чёрных облегающих брюк, рубашки, куртки, и плаща. Плащ чаще всего шили
из чёрной или красной ткани. Роль шляпы мог выполнять небольшой белый
или чёрный колпак, а грудь украшалась галстуком. Традиционной мужской
обувью служили кожаные полуботинки.
Мужской национальный калабрийский костюм. Фото periodpaper.com
Лигурия
Как и в большинстве других регионов, основу женского костюма в
Лигурии составляют белая блуза и длинная юбка. Поверх юбки носили
фартук, форма, цвет и длина которого могли быть какими угодно. Голова
должна была быть обязательно покрыта вуалью, шляпкой или платком.
Женские туфли очень часто украшались небольшими бантами в передней
части.
Национальный костюм Лигурии. Фото stardollfan-forever.blogspot.com
Мужчины носили на голове традиционный полотняный колпак или шляпу,
похожую на английский котелок. Костюм состоял из белой рубашки, тёмного
жилета, тёмных коротких брюк, заправленных в белые гетры.
Фриули-Венеция-Джулия
Женщины этого региона традиционно носили длинную белую нательную
рубашку и длинное яркое однотонное платье без рукавов. Поверх платья в
будни повязывали простой коричневый фартук, который в праздники
заменялся расшитым передником. Голову покрывали платком, окаймлённым
цветами.
Национальный костюм Фриули-Венеции-Джулии. Фото furlana.it
Мужчины носили простую белую рубаху, жилет и узкие короткие брюки,
завязанные лентой чуть ниже колена. Состоятельные горожане могли
позволить длинную куртку и кожаные ботинки, а бедняки довольствовались
короткой курткой и деревянными сабо. Голову покрывали шерстяной шляпой с
круглыми полями, а на шею повязывали яркий платок.
Как видно, при всём разнообразии региональных костюмов, не сложно
проследить их общие черты. Почти везде женским нательным бельём служила
короткая или длинная белая рубашка. Обязательный атрибут – длинная юбка,
и почти всегда её сопровождал передник. Верхнюю часть туловища
заключали в жакет, обычно плотно обтягивающий тела, в некоторых областях
это фактически корсет. Голова была покрыта, чаще всего платком.
Различия составляются из деталей, цветов и вариантов оформления.
Мужчины также повсеместно носили белую нательную рубаху, поверх
которой одевали жилет или жакет с длинными рукавами. Длина штанов могла
отличаться, но чаще они были довольно узкими. Короткие штаны дополнялись
гетрами. Роль верхней одежды играли куртки разных фасонов.
Итальянский народный костюм
Итальянский народный костюм формировался на протяжении многих лет под влиянием восточных стран, Франции и Византии. Стоит отметить, что в каждой области сформировался свой национальный костюм, однако все они имеют общие характерные черты. Большей популярностью такие наряды пользуются на юге страны.
Народный костюм Италии
Итальянские костюмы отличаются яркостью и многообразием стилей.
Подобные колоритные наряды были не только в крупных городах, но и в
провинциальных областях. Они делились на три основных вида –
праздничные, свадебные и будничные. Также костюмы отличались социальным
статусом. Например, костюмы незамужних девушек кардинально отличались от
женских итальянских народных костюмов. Отличалась одежда и городских
жителей от деревенских.
Главными элементами народного костюма были туникообразная рубашка с широкими рукавами и длинная широкая юбка. Рубашки украшались вышивками и кружевами, а юбки были в складку, плиссе или в сборку. Украшались они каймой из другого материала или поперечными нашивками. Расцветка могла быть разнообразной. Далее шел корсаж с завязками как спереди, так и сзади. Он имел длину до талии и плотно облегал фигуру. А вот рукава к нему не пришивались, а привязывались тесемками и лентами, хотя некоторые корсажи шились сразу с рукавами.
Также женский народный костюм Италии содержит распашную одежду разной длины. Но самым главным элементом народного костюма был передник. В предпочтении был длинный передник, покрывающий юбку и обязательно яркой расцветки. Носили его не только деревенские женщины, но и некоторые горожанки. Кроме этого история итальянского костюма сохранила применение головного платка, манера ношения которого зависит от того или иного региона страны. В некоторых деревнях его носили только на шее, причем как женщины, так и мужчины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий